Лучшие RPG всех времён. Лучшие CRPG 10 лучших игр rpg






RPG - это не только “Ведьмак”, Fallout и Skyrim. Популярность жанра, выросшего из нёрдовских сессий в Dungeons & Dragons с кубиками и тетрадками, постоянно растёт. Однако упомянутые столпы RPG отбрасывают тень на десятки достойных ролевых игр, которым о мировой славе остаётся только мечтать. В этом материале Gmbox расскажет вам о десяти не самых известных RPG, в которые, тем не менее, однозначно стоит поиграть.

1. Vampire: The Masquerade - Bloodlines

По сути, это готический Deus Ex: почти все квесты можно пройти ненасильственным путём, а можно и оставить за собой кровавый след. Во многом Bloodlines даже превосходит Deus Ex, ведь здесь вы создаёте своего уникального вампира вместо стандартного Адама Дженсена. Причём выбор клана влияет на всю дальнейшую игру: одним доступно искусство обольщения, ну а другим (древним носферату) и из канализации вылезти нельзя, а то прохожих кондрашка хватит.

2. Alpha Protocol

Почти все игры студии Obsidian становились хитами. Ключевое слово - “почти”. Есть в этом семействе отличников один гадкий утёнок - Alpha Protocol. В целом игра похожа на ухудшенную версию Metal Gear, но есть в ней и свои плюсы, фирменные, в стиле Obsidian. Это ветвящиеся диалоги, не менее “ветвистый” сюжет и внушительная свобода действий - вплоть до возможности убийства ключевых персонажей. Снэйку, движущемуся по рельсам сюжета, такое и не снилось.

3. Mount & Blade: Warband

Mount & Blade: Warband, пожалуй, самый реалистичный феодальный опыт в видеоиграх. Да, есть ещё Kingdom Come: Deliverance, но “Доставка” скорее про сюжет, а Warband - именно про средневековый быт в самом широком смысле этого слова, включая стратегические и экономические аспекты. Свобода выбора здесь не подкачала: если другие игры в основном предлагают вам развилки, влияющие на судьбы отдельных людей, то в Mount & Blade вы сами выбираете роль - справедливый правитель или жестокий тиран. А это уже судьба целого княжества.

4. Pillars of Eternity

Если вы - относительный новичок в мире гейминга в целом и RPG в частности, названия Baldur’s Gate и Planescape Torment могут вам ничего не сказать. Между тем, именно эти культовые игры помогли перенести систему Dungeons & Dragons с бумаги на экраны. Pillars of Eternity на их фоне не ударила в грязь лицом. Конечно, эта игра не для всех. Простыни текста и слишком сложные бои с интерактивной паузой оттолкнут самых казуальных игроков, но остальные с удовольствием погрузятся в богатейший лор мира PoE.

5. Neo Scavenger

Игры про апокалипсис сейчас ударились в шутливый тон и превратились во что-то вроде вестернов про великих героев, которых более не стесняют узкие рамки социума. Если вы скучаете по хардкору, а Fallout 4 кажется слишком гламурным, то Neo Scavenger - для вас. В этой игре пластиковый пакет, один вонючий ботинок или обрывок ткани могут стать ценными инструментами выживания. Бесповоротная смерть и рандомизация игрового мира позаботятся о том, чтобы вы со временем не разработали “читерский” маршрут со щедрым лутом.

6. Gothic 2

В начале 2000-х у культовой серии The Elder Scrolls появился серьёзный противник: Gothic 2. По сути, в этой игре были все плюсы TES, и даже больше. Например, Gothic 2 куда более чутко реагировала на все действия игрока: если в The Elder Scrolls стража прощает убийства за пару сотен золотых, то в опусе Piranha Bytes возможны далекоидущие последствия. Как известно, Gothic потом “скатилась” (в Risen), однако вторая часть до сих пор достойна вашего внимания. Кроме того, игра пойдёт даже на микроволновке, так что можно смело качать на дачный ноутбук или что-то вроде того.

7. Risen

Risen постигла неприятная судьба Mass Effect: с каждой частью игра становилась всё хуже, причём гораздо быстрее, чем МЕ. Однако первый, оригинальный Risen был очень даже ничего. Игру можно похвалить хотя бы за то, что она первой перенесла фэнтези-повествование из стандартного сеттинга а-ля средневековая Европа на тропический остров. Кастомизация персонажа, ветвящиеся диалоги, абсолютно нелинейное прохождение - игра, по сути, была “Gothic на летнем отдыхе”, и ещё не пошла по пути упрощения.

8. Jade Empire

Dragon Age в мифическом Китае - наиболее точное и лаконичное определение для Jade Empire. Проблема в том, что абсолютное большинство геймеров предпочитает либо традиционное фэнтези, либо sci-fi, поэтому Jade Empire прошла практически незамеченной на фоне других игр BioWare. А зря. Ведь все ключевые особенности, вроде ветвящегося интересного сюжета или возможности завязать отношения с NPC здесь тоже имеются. Даже немного обидно за игру. Возможно, если б рынок Китая был несколько более открыт, BioWare получила бы продажи, необходимые для продолжения.

9. Divinity: Original Sin - Enhanced Edition

Полноценная игра, которая проходится кооперативно, причём друг другу можно не только помогать, но и ставить палки в колёса. Раньше такое было возможно только на бумаге, с кубиками и карандашами. Теперь есть целых две части Divinity. Одна из самых интересных особенностей боевой системы игры - использование элементов. Вы можете вызвать безобидный дождик, не отнимающий здоровья, зато потом удар электричеством по мокрому врагу даст критический эффект. А за пределами поля боя не забудьте взять навык разговора с животными, иначе пропустите треть игры и не получите изрядную дозу юмора.

10. Kingdoms of Amalur: Reckoning

Наиболее догадливые читатели сразу поняли, что наш рейтинг привязан к недавней сделке, благодаря которой права на Kingdoms of Amalur перешли к THQ Nordic. Возможно, одна из лучших RPG своего времени получит продолжение. Представьте себе Skyrim от 3-го лица, с ощутимым влиянием художественного стиля World of Warcraft, и с отличной боевой системой, напоминающей самые достойные слэшеры. При этом в Kingdoms of Amalur были все атрибуты огромной RPG, никаких скидок на аркадность не делалось. Воин с двуручным мечом, маг, вор с кинжалами и с луком - все эти архетипы имелись в Kingdoms, и все в бою ощущались по разному. Причём сами стычки с врагами напоминали немного замедленный Devil May Cry, что делало KIngdoms of Amalur поистине уникальной RPG.

Одиночные РПГ с открытым миром на ПК в этой подборке – это самые интересные проекты с отличной графикой, захватывающей сюжетной линией и огромными мирами для изучения.

Когда все закончится, вы будете скучать по любимым персонажами, и возвращаться к ним снова и снова, чтобы открыть все возможные прохождения.

Обратите внимание: все игры в подборке на русском языке.

1. The Witcher 3: Wild Hunt – культовая история Ведьмака

«The Witcher 3: Wild Hunt» – добро и зло, любовь и предательство, неожиданные сюжетные повороты и, конечно, поиски дитя из пророчества. Польской студии CD Projekt RED удалось создать легендарную RPG, не нуждающуюся в особом представлении.

Видео игры The Witcher 3: Wild Hunt

Единственный серьезный недостаток игры – это то, что после прохождения придется потратить долгие месяцы, чтобы найти что-то хоть примерно настолько крутое.

  • Сайт игры: http://thewitcher.com/ru/witcher3/start/

2. Middle-earth: Shadow of War – новые приключения в Средиземье

«Middle-earth: Shadow of War» – Средиземье Толкиена незадолго до событий «Властелина Колец». Саурон еще не превратился в огромный глаз, но мир уже готов уничтожить себя в кровавой войне.

Видео игры Middle-earth: Shadow of War

Большая красивая игра для любителей Толкиена и всех, кто ценит качественные истории и драйвовый экшен.

  • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/356190/

3. Divinity: Original Sin 2 – возможно, лучшая РПГ на 2018 год

«Divinity: Original Sin 2» – тот случай, когда продолжению удается переплюнуть и без того крутую первую часть. Это захватывающая кооперативная RPG на четверых с полной свободой изучения мира.

Видео игры Divinity: Original Sin 2

А еще тут есть мастерская для создания своих приключений и обмена ими с целым миром.

  • Сайт игры: https://divinity.game/ru

4. Kenshi – полная свобода в открытом мире

«Kenshi» – огромная песочница с более чем 870 квадратными километрами карты и живым миром, реагирующим на действия игрока.

Видео игры Kenshi

Картинка у игры не дотягивает до более известных проектов, но об этом быстро забываешь, когда погружаешься в выживание.

  • Сайт игры: https://lofigames.com/

5. Divine Divinity – хардкорный диаблоид старой школы

«Divine Divinity» – толпы врагов и суровое средневековое фэнтези, плюс динамичные сражения, как в какой-нибудь «Диабло».

Видео игры Divine Divinity

Трудно поверить, что игра была выпущена аж в далеком 2002 году, ведь геймплей захватывающий, а подобная мрачная картинка снова в моде.

  • Сайт игры: http://larian.com/games/divine-divinity/

6. Assassin"s Creed Origins – тайна братства ассасинов

«Assassin"s Creed Origins» – еще одна игра в известной серии стелс-экшенов, радующая отличной картинкой и улучшенной механикой геймплея.

Видео игры Assassin"s Creed Origins

Возможно, эта игра и не станет лучшей в серии, но с динамичным паркуром и драйвовыми поединками тут все в порядке. Да и крафт присутствует.

  • Сайт игры: https://assassinscreed.ubisoft.com/game/ru-ru/home/index.aspx

7. FINAL FANTASY XV – одна из самых красивых jRPG

«FINAL FANTASY XV» – продолжение известной серии, на которой выросло не одно поколение персонажей. Эпический сюжет, драйвовые поединки, большая карта – все, как полагается.

Видео игры FINAL FANTASY XV

Это отличный выбор, чтоб познакомиться с серией, да и с жанром вообще. Ну а фанаты и так ее давно купили.

  • Сайт игры: https://www.finalfantasyxv.com/

8. The Elder Scrolls V: Skyrim – холодный мир и много драконов

«The Elder Scrolls V: Skyrim» – классическая мрачная RPG в открытом фэнтезийном мире с огромными замерзающими локациями.

Видео игры The Elder Scrolls V: Skyrim

«Скайрим для Нордов», «а потом мне прострелили колено» – спорим, вы не сможете удержаться, чтобы установить игру еще раз?

  • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/489830/

9. Grim Dawn – один из лучших современных диаблоидов

«Grim Dawn» – две потусторонние фракции сражаются за право использовать человечество, и лишь немногие герои пытаются им противостоять. Огромный мир и впечатляющее количество контента.

Видео игры Grim Dawn

Олдскульная графика, качественная боевка и интересная история, затягивающая более чем на 100 часов прохождения. Рекомендуем.

  • Сайт игры: http://www.grimdawn.com/

10. Dragon Age: Origins – спасение фэнтезийного мира

«Dragon Age: Origins» – еще одна культовая история в большом мире с эльфами, гномами и орками. Герою достается роль Серого Стража, сражающегося со скверной.

Видео игры Dragon Age: Origins

Магия, холодное оружие и воровство. Отношения со спутниками и решение их проблем. Крутая история и атмосфера. Неужели кому-то удалось пропустить этот шедевр?

  • Сайт игры: http://dragonage.bioware.com/

Эта подборка лучших одиночных игр с открытым миром в очередной раз доказывает – хорошей игре кооператив не обязателен, главное, чтоб история была хороша. Ну а если вас все же интересует совместное прохождение, обратите внимание на другие подборки.

CRPG (Computer/Console Role-Playing Game) — дочь настольной ролевой игры. Если посмотреть на первые CRPG, сложно не ощутить влияние Dungeons & Dragons: те же числовые параметры типа шкалы опыта, уровня, хитпойнтов, сбор ценного лута, прокачка скиллов и небольшая группа героев, чья цель — идти куда-то далеко, преследуя великую цель. На своем пути они бьются с врагами, забирают трофеи, зарабатывают на пропитание, повышают свое мастерство, в общем, всячески развлекаются. Неплохо бы отправиться в такой поход, правда?

Едва ли найдется человек, которому хоть раз не хотелось бы сбежать от реальности с ее серостью и кучей проблем, побыть кем-то другим в другом мире. Бороться со злом и спасать мир – звучит гораздо благородней, чем изо дня в день пялиться в монитор в офисе, а там и до драконов с принцессами не далеко.

Классические RPG тем и хороши, что погружают нас, обычных людей, в альтернативную реальность благодаря продуманному миру, характерам персонажей, возможности выбирать (или создать правдоподобную иллюзию выбора), куда игрока заведет сюжет. Конечно, без смешения с другими жанрами, заимствования некоторых элементов из них не обошлось, но тем интересней.

12. Torment: Tides of Numenera

Дети, родившиеся в год выпуска легендарной Planescape: Torment, к выходу ее идейной наследницы уже отпраздновали совершеннолетие. Хоть эти две игры и разделяет столь солидный отрезок времени, Torment: Tides of Numenera бережно хранит традиции своей предшественницы.

Как и в оригинале, здесь поднимаются фундаментальные вопросы об устройстве мира, остался тот же принцип повествования и еще многое из того, за что мы полюбили Planescape: Torment. Но вот сеттинг поменялся: если раньше всем сущим управляла магия в самом классическом ее понимании, то теперь она появляется благодаря артефактам и технологиям. К тому же, сюжет развивается вокруг жизни, а не смерти, как в оригинале.

11. Серия Neverwinter Nights

10. Серия Gothic

Gothic – CRPG в фэнтезийном сеттинге с классической ролевой системой, открытым миром и всеми вытекающими. Первая часть серии увидела свет в 2001 году и переносила игрока в мир, раздираемый конфликтом между людьми и орками . В первых двух частях вам предстоит путешествовать и выполнять квесты на острове Хоринис, третья же часть отправляет игрока исследовать материк.

Готика – традиционная RPG во всех смыслах. Прокачка персонажа здесь, естественно, одна из первостепенных задач. Основные характеристики, навыки и умения в Готике практически не отличаются от большинства представительниц жанра. Классика все-таки. Однако в третьей части ролевая система претерпела некоторые изменения, среди которых введение параметра репутации. Выполняя задания для разных гильдий, жителей определенных локаций, племен можно получить дополнительные плюшки.

9. Серия Baldur’s Gate

Baldur’s Gate – это не просто первый знаменитый проект BioWare, это самая что ни на есть классика жанра. Первая игра серии вышла еще 1998 году и сразу обзавелась целой армией фанатов.

Причин тому масса. Открытый мир колоссальных на то время размеров можно было исследовать, сколько душа пожелает. Сюжет же строился на основе вселенной AD&D второй редакции. Игроку предстоит отправиться на поиски приключений, руководя целой группой персонажей. При этом у каждого из них свой характер, свои желания и отношения к действиям своего предводителя – если вы сделаете что-то, что не понравится персонажу, он даже может послать вас куда подальше и уйти восвояси.

В 2012 году на радость геймерам, изнывающим от тоски по любимой серии, вышло переиздание – Baldur’s Gate: Enhanced Edition. Скачать его можно в Steam .

8. Серия Might and Magic

Несмотря на то, что спин-офф, Heroes of Might and Magic, стал гораздо популярней игр-предшественниц, серия Might and Magic – огромное достижение игровой индустрии. Первая игра старше многих наших читателей, ведь вышла она еще 1986 году. Выгодным отличием от других игр в фэнтезийном сеттинге стало внедрение элементов научной фантастики.

В оригинальной серии разработчики сделали упор на исследование подземелий вместе с целой группой героев. Сражения с монстрами здесь не отличаются особой динамичностью, но не лишены тактической составляющей, что порадует игроков, не ищущих легких путей. Старые игры тем и хороши, что заставляют включать голову, а порой и биться ею об монитор.

В 2014 году вышла десятая часть, возродившая интерес к серии, хоть, казалось, никто уже этого не ожидал.

7. Pillars of Eternity

6. Серия Icewind Dale

Геймплей Icewind Dale практически не отличается от Baldur’s Gate, тем не менее игры серии ждал теплый прием критиков и геймеров, а музыкальное оформление удостоилось множества хвалебных од.

Действие игры происходит все в тех же Забытых Королевствах, перенося игрока в замерзшие северные области мира, но упор в ней сделан на боевые действия и высокую сложность, что компенсирует линейность сюжета. Изначально разработчики планировали построить его основе трилогии «Долина Ледяного Ветра» Роберта Сальваторе – героического фэнтези, одного из первых произведений по вселенной Забытых Королевств. Но в итоге решили, что лучше будет перенести действие на несколько десятков лет назад, поэтому некоторые книжные персонажи в игре так и не появились.

5. Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Несмотря на то, что Arcanum разорила своих разработчиков, она стала поистине культовой . Сюжет игры продуман до мелочей, а персонажи прописаны так детально, будто сошли с книжных страниц.

Стилистика игры у многих вызвала неподдельный восторг, ведь гармонично сочетать магию со стимпанковыми технологиями – задача не из легких. Тем не менее разработчикам удалось ее выполнить, смешав эти ингредиенты в равных пропорциях. Как раз противостояние науки и магии и легло в основу всего, происходящего в игре.

Помимо этого, всяческих похвал удостоилась система развития персонажа, атмосферная музыка, тактические пошаговые бои и гигантский мир, который едва ли удастся полностью исследовать за одно прохождение.

4. The Witcher

Наверняка каждый, кто зачитывался романами Сапковского, представлял, каково это – жить в таком суровом мире, населенном тысячами чудовищ и людьми, которые порой оказываются хуже любых монстров. И мир этот кажется таким реальным во многом благодаря своей жестокости.

Несмотря на то, что последняя книга, казалось бы, отрезала все пути к продолжению истории, запустив игру, становится ясно, что еще не все кончено. Ведьмак был изрядно покалечен, но остался жив. Вот только теперь он не помнит практически ничего из своей прошлой жизни. Тем не менее ему и дальше придется сражаться со злом во всех его проявлениях. Сюжет игр продуман столь же великолепно, как в книгах.

С каждой частью серии игровой процесс претерпевал изменения. Например, во второй части появилась возможность преодолевать препятствия типа невысоких стен и заборов, несколько изменилась боевка , сделав уклон в сторону action RPG , а в третьей мы наконец узнали, как играть в гвинт, обожаемый краснолюдами и совершенно непонятный Геральту.

3. Серия The Elder Scrolls

2. Серия Dragon Age

Мир состоит из отдельных стран, которыми правят люди. Гномьи же государства находятся под землей. А вот эльфам не повезло так же, как в Ведьмаке – долгое время их истребляли, а теперь несчастные остроухие создания вынуждены жить в специально отведенных кварталах или и вовсе кочевать.

1. Fallout и Fallout 2

Для многих Fallout – это любовь на всю жизнь. Система развития героя, необычные запоминающиеся персонажи, разбросанные по карте, открытый мир с кучей возможностей и великолепно выдержанная постапокалиптическая атмосфера – это то, что обессмертило Fallout.

Разработчики создали уникальный мир: вроде бы события разворачиваются в далеком будущем после ядерной войны, но выполнено все в ретрофутуристическом стиле, вызывающем ассоциации с 40-50 годами прошлого века. В первых частях серии масса действительно крутых элементов и особенностей, но, пожалуй, самое приятное – это возможность стать кем угодно и делать что угодно. Если хочется примерить на себя роль злодея, можно стать, например, жестоким наемником, а если вам ближе амплуа хорошего парня – истребляйте мутантов, освобождайте рабов и следите за порядком.

Обе игры были выпущены в конце 90-х, поэтому современных геймеров, которых отпугивает графика, едва ли есть, в чем винить. Следующие части, конечно, выглядят красивей, но во многом отходят от канонов, заданных в начале серии. Так что остается надеяться на переиздание легенды.

Особенности РПГ игр

Громадная неизвестная местность, полная противников, нейтральных персонажей, интересных мест, примечательных вещей и новой информации – это в немалой степени привлекает игроков к ролевым играм.

Также в жанре важны наличие последствий от поступков героя и разветвленность сюжета, когда аватару приходится пожинать плоды своих решений.

Свобода действий и возможность выбора из нескольких вариантов, присоединение к различным кланам, гильдиям и сообществам делает путь каждого игрового персонажа уникальным.

А без разнообразия навыков, в том числе боевых, способов решения проблемы несколькими путями, завлекающего разветвленного сюжета и инвентаря не обходится фактически ни одна ролевая игра.

The Elder Scrolls

История серии началась в 1994 году. Сюжет протекает на просторах вымышленного Тамриэля, где геймеру доступны различные его области в каждой из игр.

Кроме явного мира, там и Забвение – потусторонний мир присутствует.

Невероятный бестиарий, значительная часть представителей коего больше нигде не встречается, делают TES самой насыщенной монстрами игрой.

Возможность быстрого перемещения между известными местами экономит много сил и времени, как и езда на лошади.

Arena дала начало серии, где нужно было освободить императора с мира Нави. Daggerfall традицию спасения мира продолжила, не изменяя ей до самой Skyrim.

Morrowind отличилась не обязательностью выполнения сюжетных квестов, прерыванием повествования ввиду гибели ключевых персонажей и продолжением геймплея после убийства главного антагониста.

В Oblivion появился новый мир – Забвение, куда было открыто несколько десятков ворот, и главному герою – заключенному – следовало их закрыть путем передачи амулета убитого императора его наследнику.

Skyrim порадовал новыми навыками и появлением драконов в провинции.

Последние части серии обзавелись несметным числом наград и одобрением критиков.

Star Wars: Knights of the Old Republic

Творение Bioware по мотивам экранированной Джорджом Лукасом вселенной Звёздных войн почти за 40 веков до событий в фильмах.

Сюжет повествует о кровопролитной войне между гуманоидами ситхами и джедаями.

Единственный живой ученик тёмного властелина собрал армию марионеток из расы ситхов и направил их военную мощь на неготовую к войне галактику.

Джедаи были в смятении и рассеянии, и часть из них перешли на сторону недруга. Однако небольшой флот у планеты Тарис держит натиск ситхов.

Задача его бойцов – отыскать девушку джедая, владеющую боевой медитацией. Её психические навыки могут стать залогом к спасению цивилизации.

Герой постоянно находится на грани между злом и добром, и каждое решение заставляет его перешагнуть границу в ту или иную сторону.

Вначале доступно 3 класса персонажей, а после выбора стороны станет доступно еще столько же и парочка для дроидов. Прокачка протагониста происходит по классической схеме: получил опыт – улучшил навык силы (аналог заклинания).

За использование сил списываются медленно восстанавливающиеся очки силы, причем темному персонажу нужно их больше, если тот задействует светлое заклинание, и наоборот.

Кадр из игры Star Wars: Knights of the Old Republic

Серия Diablo

Все игры Diablo от Blizzard снабжались официальными дополнениями и большинство людей относят их серии к жанру action-RPG.

Темный фэнтезийный мир Санктуарий очень напоминает Мезо Америку, Европу средних веков и арабские страны, населённые светлыми и темными созданиями.

Демон Диабло в изначально светлый мир снизошёл с нави вместе со своими марионетками. Геймер обязан отправить зло обратно в преисподнюю, в чем ему поможет архангел правосудия.

Для исследований доступны пещеры, подземелья и катакомбы, когда-то существующей на этих просторах цивилизации.

Схожие друг с другом классы персонажей и почти идентичными навыками играют далеко не самую положительную роль в первой части.

Продолжение стало самой быстро продаваемой игрой на 2000-й год. По сюжету протагонисты любой из рас жаждут схватки с демоном Диабло.

Они отличаются тремя наборами заклинаний и навыков, способностью вызывать помощников и нанимать разведчиков, воинов и магов.

В Diablo III добавлено 5 персонажей разного пола с проработанными характеристиками и умениями. Полоса действий заменила ячейки с микстурами и заклинаниями.

События происходят спустя два десятилетия после завершения 2-й части, но со старых знакомых и свидетелей битвы с демоном в живых нет почти никого.

Новые города, секретные уровни и монстры дают место, где можно разогнаться ярому фанату серии.

Скриншот из Diablo III

Серия Dark Souls

Геймплей экшен-РПГ от японской студии FromSoftware протекает в тёмном готическом мире, насыщенном драконами и рыцарями.

Каждая из частей рассказывает об упадке грандиозных королевств впоследствии ряда страшных событий.

Геймплей завязан на противостоянии огня с тьмой, поддерживать или гасить который протагонист будет своими действиями.

Сюжет начинается с выбора класса, указания пола и массы иных черт героя с индивидуальными характеристиками и начальным инвентарём.

Прокачивается протагонист за души (опыт), отобранные у поверженных врагов или найденные на локациях. За души боссов можно создавать неповторимое оружие.

Смерть и воскрешение – изюминка Dark Souls . Вследствие падения в битве персонажа теряются накопленные души, но приобретается опыт, который поможет решить схожую проблему в будущем.

После первой смерти души можно вернуть, но до следующего воскрешения.

Сетевая игра поможет избегать смертей: на месте падения иных геймеров появляются надгробия с комментариями о причинах поражения.

Другие игроки в одиночной кампании при игре по сети отображаются как призраки, за ними можно наблюдать, но не взаимодействовать.

Мрачный мир Dark Souls 3

Серия Fable

Необычная РПГ с сюжетом, где за любой шаг и каждое движение придется рано или поздно платить, отвечать, получать привилегии и иначе чувствовать его последствия.

В связи с этим в воина появляются рельефные мышцы, а старая одежда, неряшливость и воровство заставит людей отвернуться от заросшего и немытого протагониста.

Очки начисляются за добрые и плохие поступки, причем различного качества. Сделав много хороших дел, герой будет бегать с нимбом, а убийцу и вора выдают мухи, красные глаза, злая улыбка.

Вся игра – жизнь протагониста, и он взрослеет, становится зрелым и стареет от главы к главе, независимо от кармы.

В качестве оружия можно использовать огнестрельное и холодное, а также магию. Причем меч можно приобрести, сделанный из метеоритного железа, а можно обзавестись луком из дуба – самого неподходящего для этого материала, и оружия будут разного качества.

Улучшать оружие помогут модификаторы.

Возможность вести половую жизнь и заводить семью – одна из фишек Lionhead Studios.

Выбор партнёров удовлетворит любого геймера, ведь в Fable можно с двумя жёнами жить, обзаводиться любовницей и даже быть в браке с мужчиной.

Во второй части также появляется пёс. Его можно обучить боевым навыкам и поиску предметов.

Нововведение Fable III – убежище, за коим следит верный слуга протагониста. Это замена паузы и главного меню. Здесь открывается доступ до:

  • карты;
  • оружейной;
  • гардеробной;
  • телепортатора;
  • комнат трофеев.

Серия Fallout

РПГ о выживании и жизни в после апокалиптическом мире, разрабатываемые рядом компаний. Действия происходят на пустошах посреди США после ядерной войны.

Здесь правят хаос, сила оружия и случай. Футуристическая атмосфера насыщена культурой времен холодной войны.

Громадный открытый мир с подземными комплексами, городами, небольшими поселениями и остатками архитектуры прошлого, пронизанный гамма-лучами и наполненный приятными сюрпризами и несчётным количеством опасностей ждёт своих авантюристов.

Средствами навигации в Fallout служат созданные в 50-х годах КПК, именуемые Pip-Boy.

Нонсенс, но плазменное и прочее энергетическое оружие наводнило всю территорию Пустоши, и с момента катастрофы технический прогресс застыл.

Все пользуются пережитками прошлого, делая дома из остатков разрушенных строений и отстреливая найденные боезапасы друг в друга и мутировавшее зверье.

Система прокачки с самой первой части была проведена через всю серию игр. 7 атрибутов героя – основа его личности, они позволяют обзаводиться перками и прокачивать умения.

Управление напарником или верным другом – псом поможет улучшить эффективность боя.

Изометрическая графика двух первых частей заменена полноценным трехмерным движком и позволяет изменять вид камеры.

Отличается серия проработанной составляющей шутеров и наличием крафта оружия и ремонтом снаряжения.

Постапокалиптический мир Fallout 4

Серия Mass Effect

Альтернативная история в выдуманной вселенной Mass Effect. В трех из четырех игр протагонистом является Шепард – капитан Нормандии, отмеченный наградами боец.

Только он способен противостоять жнецам – синтетической расе, жаждущей уничтожить органическую жизнь.

Ему предстоит разгадать тайну видений, появляющихся благодаря древнему артефакту, расследовать исчезновение населения колонизированных планет и объединить все враждующие и нейтральные стороны для совместной борьбы с синтетическими созданиями.

В Mass Effect Andromeda новый герой будет занят исследованием неизведанных уголков кластера галактики. Героем управляет геймер, а парой его помощников – ИИ с возможностью раздать им тактические приказы в любой момент. Оружие заряжается универсальными термальными зарядами.

В качестве средств защиты противников и напарников выступают энергетические щиты и броня, и временные барьеры.

Также у персонажей есть биотические способности для поднятия духа бойцов и деморализации противника. Индикаторы гранат, перекаты и укрытия – в играх есть всё, присуще шутерам.

Общение – важная составляющая отношения окружающих к Шепарду. Каждая реплика делает членов команды более лояльными или вызывает подозрения.

В третьей части исчезли тяжелые пушки из арсенала, зато количество переносимого оружия стало неограниченным, а предельный уровень увеличился вдвое, до 60-го.

Многопользовательский режим представляет собой сражения 1-4 людей с волнами врагов в стиле tower defense.

Кадр из Mass Effect

Серия Dragon Age

Очередное детище BioWare о временах, аналогичных альтернативному Средневековью.

Материк, разделенный на города и государства, населяет множество рас, более или менее предрасположенных к определенной деятельности, урону, по-разному владеющими искусствами и предпочитающие каждая собственные средства ведения боя.

На материке настало время Мора. В этот раз в Эпоху Дракона из преисподней начали появляться орды нежити, и только Серые Стражи могут их успокоить.

А ведь многие государства нынче воюют, их не только примирить, но и объединить придется.

На выбор классически доступно четыре расы и три специализации: воин, маг и бродяга. Персонажи каждой из них отличаются бонусами и обладают улучшенными навыками определенных специализаций.

Если в первой части специализации можно объединять, то в остальных маг не может заменять посох мечом, а воин не возьмет два одноручника из-за отсутствия необходимых навыков в ветках специализации.

Драки и перемещения осуществляются в одиночку или отрядом до 4-х человек. Напарники отрабатывают свою роль автоматически, но им можно в любой момент отдавать команды, что расширяет тактические возможности игры.

В третьей части во время сражения здоровье и энергия не восстанавливаются.

От игры к игре повышается площадь и разнообразие локаций, и плотность событий на них, и их интерактивность. Общение делает немалый вклад в отношения с окружающими.

Геймплей в Dragon Age Inquisition

Серия The Witcher

Сеттинг серии взят из романов Анджея Сапковского, а его удачное воплощение сделало последнюю заключительную часть одной из лучших компьютерных игр в истории.

Сюжетная линия, особенно концовка и сам мир сильно зависят от решений и действий Геральта – охотника на монстров, обладающего невероятными способностями, боевыми и магическими навыками.

Игре предлагает классическую игровую механику с торговлей, крафтом, алхимией, психическими скиллами, кузнечеством, прокачкой…

Герой постоянно странствует, обзаводится новыми знакомствами, выполняет заказы, находит оружие, чертежи уникальных вещей, развивается, изменяет мир и делает неимоверное количество иных действий, перечень которых, особенно для Wild Hunt будет чрезмерно длинным.

В отличие от первой части, 2-я и заключительная дарят геймеру совершенную свободу абсолютно во всём.

Геральт владеет парой мечей:

  • стальной – для драк с людьми и зверьем;
  • серебряный – для умерщвления нежити.

В выживании, выполнении заказов и продвижении по сюжету ведьмаку помогают эликсиры, настойки и вытяжки.

Несложные заклинания не раз спасут ему жизнь, защитив от урона, оттолкнув врага, или подействовав на его разум, замедлив, или поджигая противника.

Кадр из The Wither III

Серия Готика

Безымянный герой без прошлого вынужден противостоять Спящему, драконам и оркам в трех частях серии.

Персонаж волен присоединиться к любой фракции, получив определенные привилегии и пойдя по своему пути развития, хотя магу пользоваться мечами, а бойцу метко стрелять из арбалета не запрещено.

За выполнение квестов и убийства начисляются очки опыта. По достижении нового уровня появляются очки обучения, кои тратятся на прокачку умения у мастера.

Чтение некоторых книг и скрижалей (во 2-й части) также повышают навыки. Редкие травы, мольба у алтаря, эликсиры и эксклюзивные вещи тоже улучшают скиллы.

В третьей части есть репутация – отношение городов и лагерей к Безымянному.

Из навыков герой может совершенствовать боевые, магические, воровские и специальные (кузнечные, охотничьи, алхимия).

Первые части разделены на главы, оканчивающиеся выполнением ключевых квестов. Множество представителей фауны и флоры – уникальны для этого игрового мира.

Большинство встречается во всех частях, как и основные персонажи.

Скриншот из Gothic 3

Серия Deus Ex

Представитель ролевой игры в стиле кибер-панк с проработанной шутер составляющей и элементами стелса.

Путей выполнения миссии в любой Deus Ex несколько: от бесшумного перемещения по локации до кровавой перестрелки.

Навыки, дающие преимущество над противником, герой получает за счет имплантатов, внедренных в тело. Изначально они неактивны, для запуска требуют специальные программные комплексы: для активации – пара, для прокачки умения – один.

Они продаются и спрятаны в закромах каждой локации.

Без активации имплантатов герой будет человеком, не владеющим титановым щитом и модулем «Тесла», и единственным спасением будет привычное оружие и умное использование укрытий.

Доступные модификаторы нельзя активизировать все вместе, дабы не перегрузить энергетический контур бойца.

Из-за имплантатов общество раскололось надвое: одни против вмешательства в созданные творцом тела, другие влачат большое будущее генной инженерии и трансгуманизму.

Каким бы ни был путь выполнения задания, он никак не повлияет на концовку истории любой из четырех игр.

Кадр из Deus Ex

Список лучших РПГ могут завершить серия Risen, созданная со-разработчиком Готики, и изометрические ролевки Sacred 2, Titan Quest и Neverwinter Nights.

Ролевые игры были популярны всегда. До сих пор ежегодно появляется немало RPG - пусть не все надлежащего качества, но и этого достаточно, чтобы жанр уверенно держался на плаву.

А сейчас вообще происходит некая Эпоха Возрождения ролевых игр. Посмотрите на Kickstarter: все его самые богатые проекты - RPG. Сторонники жанра слюной стекают в ожидании The Witcher 3 , Wasteland 2 и Tides of Numenera. А еще в этом году нас ждут радужная красочная Dragon Age: Inquisition, ностальгическая Pillars of Eternity, пока таинственная Lords of the Fallen и другие.

И пока до появления этих игр остается немало месяцев, мы решили заключить нашу собственную десятку лучших компьютерных RPG. Если вам до сих пор не приходилось сыграть во что-то из списка - берите, не сомневайтесь.

А перед тем как продолжить статью, хотелось бы кратко рассказать Вам о сайте steamigry.ru. В первую очередь сайт посвящён клиенту Steam, а в частности - его магазину. Если говорить более конкретно, то на сайте присутствует мануал о том, как получить Rocket League бесплатно в Steam и другие интересные и, как обычно бывает, не дешёвые игры в Steam. Ну что же, переходим к основной части статьи и обсуждаем критерии отбора наших RPG...

Критерии отбора

С целью предотвращения возмущенные возгласы вроде "Фуууу, вы ничего не понимаем в еРПеГе " или "Автора на кол! "

Одной только ролевой системы мало, чтобы игра могла называться RPG: скажем, BioShock или Borderlands, хотя и безусловно замечательные игрушки, все же - шутеры.

Поэтому в своем выборе мы руководствовались четырьмя основными критериями:

  • Ролевая система и развитие персонажа;
  • Исследование среды и взаимодействие с ним;
  • Сюжет (т.е. собственно событийность сценария, детальность персонажей, лор игрового мира);
  • Возможность многовариантного преодоления препятствий (хотя бы соблюдение правила трех У - убить, украсть, уговорить)
Это автоматически навлекает на нас гнев сторонников Diablo, Dark Souls, Final Fantasy и им подобных игр. Значит, не сложилось. Просто смиритесь.

Еще со времен Daggerfall стала понятной основная философия «Старческий каракуль» "Древних свитков": вот тебе, Грачик, большой мир, гибкая ролевая система - развлекайся, сам себе ищи приключений. И пусть как-бы не бесились закостенелые фанаты Morrowind, именно Skyrim стал венцом развития серии. Живописная и насыщенная занятиями карта, перехваленной, но все же действенной система Radiant Story, которая никогда не оставит пустыми ваш кошелек и журнал задач, много заготовленных приключений на каждый вкус (а еще лорды-даэдра, и книги, книги чудесные!) - Ради этого игре можно простить кучу багов, порезанную систему характеристик, толпы бессмертных персонажей и сияющие дыры в балансе.
В Скайриме есть своя магия, которая уже третий год держит игру в перечне самых популярных игр Steam. А может, это заслуга модов.

9. Baldur"s Gate 2 (2000) / Dragon Age: Origins (2009)



Эти две игры недаром стоят на одной ступени. Хотя их разделяет 9 лет, мир, сюжет и технологии, DAO - максимально правильный и доступна реинкарнация культовой Baldur"s Gate 2, разве что механику D&D заменили на более удобный аналог. А вот ведра пафоса, масштабность событий, продуманная боевка с активной паузой и романтические отношения одинаково хорошо сидят в обеих играх.
И раз мы уже затронули больную тему "50 оттенков BioWare", следует сказать, что Baldur"s Gate 2 - первая игра "пивоваров", где появится развитие романтических отношений с компаньонами. Все потому, что именно с тех пор в компанию пришел сценарист Дэвид Ґейдер.
Так или иначе, обе игры обязательные к прохождению: Dragon Age: Origins - новичкам, которых пугает древняя графика и D&D-шные неудобства; "Брама Балдура" - всем остальным.



Традиционно принято хвалить именно первую часть (от BioWare), а о второй говорить достаточно сдержанно. Все же игра до сих пор безбожно изрезана и забагована. Но эти мелочи лечит Restored Content Mod, который годами шлифует сообщество, каждый раз добывая из файлов игры новые локации, квесты и диалоги.
Первая KOTOR - это типичные "Звездные войны": пафос, война, всемогущий "Я" и бравурная победа. KOTOR 2 - деконструкция всего, что нам годами давал мир Star Wars. Это рассказ не о войне, а о том, что и кто остается после нее. В отличие от стремительной, яркой предшественницы, продолжение медленное, задумчивое и мрачное.
Если хотите увидеть темную сторону... нет, не Силы, а "Звездных Войн" , однозначно сыграйте.



Каждый раз при запуске Risen людям всплывает в памяти Gothic. Каждый раз, как слышать слово "Gothic", вспоминаются десятки часов одной из самых увлекательных ролевых приключений.
Gothic - серия, где базовые вещи реализованы довольно просто: простой сюжет, простая ролевая система, внешне простая боевка. Но в совокупности они образуют сложную систему. Это заметно и в бою, и в мирной общении. Gothic уже с первых секунд учит в себя играть: внушает, что ты, дружечки, слабак, которому противопоказано сходить с тропы, учит беречь собственную шкуру, учит самому выбирать себе друзей и врагов.
Вторая часть серии взяла лучшее от первенца, выбросила мусор (Ctrl для всего, помните?) и значительно углубила внутреннюю структуру мира, сделав его максимально динамичным, чтобы до конца прохождения игры на маленькой карте Хоринис всегда было что делать.



Именно так, довольно свежий проект - и сразу попал в число лучших игр жанра. "Золотое дитя" платформы Kickstarter перенесло нас в живописный мир Ривеллон, где игрок может... ну, если не все, то невероятно много, совсем как в Ultima VII. А небывалое разнообразие возможностей еще дополняют глубокая боевка, прекрасно написанные диалоги и чудесная музыка Кирилла Покровского.
Собственно, на следующей неделе на сайте появится-таки обзор игры, где будет подробно расписано, чем так прекрасна "Дося" (как ласково мы называем игру в редакции).



Тот редкий случай, когда ролевые элементы добавляют куда-то, а саму ролёвку обогащают стрельбой и стелс-системой. Deus Ex до сих пор остается эталоном игрового киберпанка. И за довольно банальным началом «в стране эпидемия, террористы похищают вакцину, давай их бить» скрывается прочная рассказ, который едва не каждые полчаса выбрасывает сюжетного конька. Заговоры, тайные организации, ИИ, возможности, трихвоста развязка, которая в отличие от 12-и окончаний Human Revolution, в любом случае выглядит одинаково гармонично.
И хотя в силу антуража многие проходили игру именно как стрелялку, стоит заметить, что закончить Deus Ex можно, совершив всего лишь одно убийство.



Эту игру частенько обзывают "клоном Fallout" , хотя на самом деле между этими ролевиками мало чего общего, а выглядит Arcanum еще хуже пост-ядерной дилогии.
В наших руках - фэнтезийный мир, приправленный отборной стилистикой (орки в деловом костюме с пистолетом за поясом - неплохая такая иллюстрация). И что интересно, магия и технология в нем всячески противодействуют: в городах трудно колдовать, а магические участка заставляют технику ломаться (два принципиально разных пути следования, если вы не заметили).
Но самое главное - в игре настолько подробная ролевая система, действительно возможно играть роль, с учетом расы и пола. Создайте прекрасную эльфийку и прогуляйтесь по городу голышом - услышите немало пикантных фраз. А вот на тролиху реагировать будут совершенно по-другому...
Короче, так расписывать можно долго. Сыграйте сами.



Шедевр, неподвластный времени и апокалипсиса. Игра, которую можно пройти за 12 минут, а можно играть в нее годами. Веселое и одновременно мрачное полотно, где игроки сами рисовали картины жизни американской пустоши. И несмотря на всю внешнюю неприветливость, игрокам действительно дали богатый мир, где можно было жить, надолго забыв об основном сюжете. Ведь столько здесь неизведанных мест, не сделанных квестов, не краденого добра. Кто охранял караваны, кто их грабил. Кто потрошил игровые автоматы Нью-Рино, а кто-то снимался в порно, чтобы хоть как-то заработать деньги. Кто-то был яснозорим героем, а кто-то торговал людьми и убивал детей. Черт, и почему я употребляю прошедшее время? Это до сих пор весело делать!



Первый "Ведьмак" не обещал ничего удивительного: избитый прием с амнезией, странная, действительно странная боевка, очень медленный разгон...
А потом - щелк! - И ловишь себя на том, что добрых полчаса болтаешь зелье, думаешь о грамотной позицию во время боя и долго выбираешь, как тебе поступить, раз выбирая между "хреново" и "паршиво". Ведь каждое твое (и Геральтове) слово всегда приведёт к неприятным последствиям. Пытаешься закрыть глаза на радушие и выгоду для себя, потому что становиться на чью-то сторону означает причинить боль. А хранить ведьминский нейтралитет в этом мире ой как нелегко.
"Ведьмак "- по-настоящему взрослая игра. Облако игровых возможностей здесь заменяют настоящие человеческие чувства, муки выбора и пожинания гнилых плодов своих деяний. Знакомо, не так ли?



Прочитайте последний абзац предыдущего блока. А теперь умножьте эти слова, сказанные о "Ведьмаке" в десять раз. Минимум.
Чтобы дать какое приличное представление о Planescape: Torment , нужна отдельная статья. Если коротко: это опыт - не только игровой, а художественный в целом - либо найдутся считанные аналоги.
  • Хотите прекрасного сюжета? Сыграйте в Planescape: Torment.
  • Хотите игры с разнообразием выборов и последствий? Сыграйте в Planescape: Torment.
  • Хотите убедиться, что игры являются искусством? Сыграйте в Planescape: Torment.
Нет, не так. В эту мало сыграть, ее следует пройти, внимательно читая каждую реплику.
И тогда внутри вас что-то изменится.

Конечно, кроме этих RPG-гигантов в редакции любят другие игры, которые хоть и не дотягивают до «высшей лиги», все равно подарят вам немало приятных впечатлений в обмен на посвящен время. К ним относятся и Fallout: New Vegas, и The Banner Saga, и даже презираемым публикой Mars: War Logs (перечень, разумеется, далеко не полный).
Приятной вам игры!